![]() |
![]() |
|||||||||||||||
Поддержка раздельного отпирания дверей
Автор: ANAXR0N1ZM Всем доброго времени суток! Логичнее всего было бы начинать тему на форуме с фразы типа "Пожар, горю - нужна схема того-то и того-то" =) Но у меня не всё как у людей, поэтому сразу выкладываю решение, которое родилось буквально вчера. Решил ставить на свой ЗАЗ Chance сигнализацию и центральный замок. Сигнализация Legendford 400, ЦЗ - не знаю, коробку выбросил а в инструкции ни марки, ни модели нет(. Проблема заключалась в том, что сигнализация поддерживает раздельное отпирание дверей (это когда нажал один раз на брелке - открылась водительская дверь, нажал второй раз - открылись остальные, запираются конечно же все вместе). А вот у контроллера ЦЗ нет такого вывода, чтобы отпирать только водительскую дверь. Этот же контроллер ЦЗ имеет функцию отпирать/запирать ВСЕ двери, если водительская дверь отперта/заперта ключём. Допустим даже если мы подключим сервопривод замка водительской двери напрямую к сигнализации, минуя контроллер, то он своими контактами, перейдя в открытое/закрытое положение подаст команду на контроллер ЦЗ и... откроются/закроются все двери. Что, согласитесь очень печально. Принципиальная схема ЦЗ без сигнализации приведена ниже. Полюса "плюс" и "минус" не показаны. Обозначения на схеме: ПВД - привод (замка) водительской двери, КПВД - контакт положения (замка) водительской двери, ПД2, ПД3, ПД4 - приводы (замков) двери 2,3,4 соответственно.
При помощи двух реле, одного транзистора, пары резисторов, двух диодов и конденсатора я состряпал вот такую схему. На ней обозначены: ПВД, КПВД, ПД2, ПД3, ПД4 - аналогично предыдущей схеме. Контакт РО - контакт реле отпирания (сигнализация), Контакт РЗ - контакт реле запирания (сигнализация), Контакт РРО - контакт реле раздельного отпирания. У сигнализации для этих целей предусмотрен только вывод, на котором появляется "масса", ограничение нагрузки 0,3А. Реле РЭК78/3 здесь подходит очень кстати (формула реле - 3П, макс. коммутируемый ток – 5А, ток катушки 0,078А). Реле ЗПР – реле запрета (отпирания всех дверей по положению привода замка водительской двери). Аналогично РЭК78/3. Реле ОЗПР – реле отмены запрета (отпирания всех дверей по положению привода замка водительской двери). Можно применить стандартное автомобильное реле, работающее на разрыв контактов. ПБ и МБ – полюса «плюс» и «минус». Не забудьте про защиту полюсов. В ЗАЗ Chance – это предохранитель F4 15А. Рассмотрим работу схемы: В исходном состоянии двери заперты, все реле обесточены, переключатель КПВД в положении, указанном на схеме (замкнуты к-ты 1 и 3). Нажимаем на брелке кнопку открытия дверей (функция раздельного отпирания включена) – реле РРО встает под ток. Сервопривод ПВД получает питание по цепи контактов 11-12 и 21-22, замок водительской двери отпирается, переключатель КПВД переводится, размыкаются контакты 1-3 и замыкаются 1-2. Через контакты 11-13 всё ещё обесточенного реле ЗПР, 31-33 подточенного РРО полюс МБ подается на реле ЗПР, которое встаёт под ток и самоблокируется через свои контакты 21-22 и контакты 11-13 реле ОЗПР. Даже если реле РРО обесточится (допустим, сигнализация посчитала, что замок уже открылся), полюс МБ уже не попадет на вход линии отпирания контроллера ЦЗ, т.к. контакты 11-13 реле ЗПР останутся разомкнутыми. Нажимаем на брелке кнопку открытия дверей второй раз. Сигнализация ответит уже срабатыванием реле РО, через контакты 11-12 которого полюс МБ попадет на линию отпирания контроллера и контроллер подаст напряжение соответствующей полярности на линии питания сервоприводов. Все двери откроются (водительская дверь уже открыта и так). А если мы захотим вдруг открыть водительскую дверь ключом? В исходном состоянии: полюс МБ через контакты 1-2 переключателя КПВД, контакты 11-13 реле ЗПР, 31-33 реле РРО попадает на линию отпирания котроллера ЦЗ, все двери откроются. Функция совместного отпирания дверей от ключа сохранена! Двери откроются совместно все и если выключить функцию раздельного отпирания на сигнализации. Полюс МБ попадает на линию отпирания контроллера ЦЗ через контакт 11-12 реле РО. Вне зависимости от того, каким образом и сколько дверей было открыто, двери запираются совместно – либо по команде сигнализации посредством замыкания контактов 11-12 реле РЗ. Либо от ключа – замыкание контактов 1-3 КПВД приведет к тому, что линия запирания контроллера ЦЗ окажется соединенной с полюсом МБ через диод Д1. Через диод Д2 и конденсатор С1 окажется соединенной с полюсом МБ также база транзистора Т1. Пока конденсатор С1 заряжается через транзистор Т1 оказывается открытым, реле ОЗПР встаёт под ток и размыкает свои контакты 11-13. Реле ЗПР обесточивается и снимается с самоблокировки. К этому моменту прекращается зарядка конденсатора С1, транзистор Т1 закрывается, реле ОЗПР падает. Схема приходит к исходному состоянию. Время работы реле ОЗПР – 1,5-2 секунды, резисторы R1 и R2 задают время разрядки конденсатора С1, по истечении которого возможен повтор работы ОЗПР. Этого времени хватает чтобы открыть и закрыть двери, как от сигнализации, так и ключом. Потребление тока этой частью схемы при закрытых дверях не более 8-10 миллиампер, обуславливается номиналом резистора R1 и током утечки транзистора Т1. При открытых дверях – только током утечки транзистора. Потребление тока реле ЗПР – согласно его паспорту (РЭК78/3 – 78 мА), но лишь в условиях открытых дверей. При закрытых дверях ЗПР обесточено. Транзистор, резисторы и конденсатор размещаются на монтажной стороне колодки реле ОЗПР. Диоды можно разместить в специальных держателях для ножевых предохранителей (и взять такие же диоды). Рекомендуемая мощность резисторов 0,125 Вт.
Всем удачи в повторении схемы!
Все вопросы в Форум.
|
|
|||||||||||||||
![]() |
![]() |


![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |