РадиоКот :: Сабвуфер на Visaton GF200 - часть первая. Собираем ящик
Например TDA7294

РадиоКот >Лаборатория >Аналоговые устройства >

Теги статьи: Добавить тег

Сабвуфер на Visaton GF200 - часть первая. Собираем ящик

Автор:
Опубликовано 01.01.1970

Ну не знаю я, не знаю, что люди находят во всех этих бахах и бухах, которые вылетают из ящиков, называемых сабвуферами. Однако, я все таки поддался стадному чувству, заразился этой истерией и решил сколотить себе сабвуфер. Вдоволь наскитавшись по различным сайтам и форумам, посвященным сабостроительству и в общем аудио технике, я понял, что конкретных рекомендаций по выбору динамической головки и прочих компонентов мне не дождаться. Сколько людей, столько ушей, столько и мнений. Ушей, кстати, в два раза больше.

Ну ладно, все приходится делать самому. Будем погружаться в дебри сабостроения, деревообработки и прочих сопредельных дисциплин.

Ну, для начала о динамической головке.

Для НЧ-динамика, а для сабвуфера тем более, диффузор должен быть обязательно на резиновом подвесе и иметь как можно больший горизонтальный ход. В основных параметрах стоит обратить внимание на максимальное звуковое давление, создаваемое динамиком и резонансную частоту - чем она ниже, тем лучше (ну, до известных пределов, конечно). Короче говоря, после тягостных раздумий и проверок многократных, мой выбор упал на немецкую компанию Visaton и их изделие GF-200, которое они позиционируют, как Hi-End решение.

В Москве и Питере эту головку можно купить в фирме АВ-Центр. Сразу скажу - вещь недешевая, но и не то чтобы уж бешенно дорогая. Полную инфу об этом динамике можно посмотреть на сайте производителя - ссылка выше, а я тут коротенько о нем расскажу.

Это 8-дюймовый динамик (20см) - небольшой, с двумя катушками по 4 Ома, максимальная мощность - 180 ватт, номинальная - 120 ватт. Ватты честные, не китайские. Внешность, хотя, это и не главное, можно посмотреть на фотках:

Головка Visaton GF200 - вид сверху Головка Visaton GF200 - вид снизу
Коробка из-под этого дела

Идём дальше. Надо выбрать, какой ящик будем сколачивать.

Выбор ящика

Не могу сказать, что выбор изысканно разнообразен, но выбрать есть из чего - типы ящиков следующие:

  • закрытый ящик - ЗЯ - самый простой в изготовлении в домашних условиях тип;
  • фазоинвертор - более сложный, однако в некоторых случаях позволяет существенно улучшить звучание сабвуфера;
  • бандпасс - БП - самый сложный и в расчете, и в изготовлении ящик, однако, особых преимуществ за исключением того, что динамик прячется внутри ящика и не высовывается наружу замечено не было.

Поскольку по своей натуре, я человек довольно ленивый, решено было остановиться на ЗЯ. К тому же, во всех форумах, где меня носило в начале этой эпопеи о нем довольно неплохо отзывались большинство, так или иначе имевших с ним дело. Далее, нам надо рассчитать размеры ящика. А вы как думали - все не так просто, если делать это все по науке.

Рассчет ящика

Размеры ящика считаются исходя из величины объема, необходимого динамической головке для наилучших условий работы. Хм... что-то я такое завернул - сам не понял. Короче, на надо сделать ящик с таким внутренним объемом, чтобы динамик внутри него чувствовал себя наилучшим образом и бухал изо всех своих сил. Как это сделать? Существует куча программ, которые позволяют рассчитывать различные типа ящиков по заданным параметрам динамических головок. Я воспользовался двумя - JBL Speakershop и Speakerpro 6.0. Забегая вперед, должен сказать, что обе программы выдали идентичные результаты, так что считать можно любой из них. В пользу последней могу привести более приятный интерфейс и несколько более понятный вывод результатов, хотя это все субъективно, скорее всего. Но тем не менее, приведу пример использования первой программы, как более широко используемой для подобных рассчетов, а уж со второй то вы и сами разберетесь.

Итак. для начала надо ввести все необходимые данные про наш динамик:


Жмем кнопочку Accept, идем в меню программы и построим два графика - один под заголовком Optimum - это то что программа посчитает исходя из оптимальных выходных данных и Custom - можно менять рассчитанные параметры и смотреть что из этого выйдет.


Собственно говоря, нас интересует расчетный параметр Fc - резонансная частота нашего сабвуфера в зависимости от объема ящика, хотя в принципе, нас устроит и F3 - то же самое, но по уровню -3 дБ.

В данном случае желтая линия - это то, что рассчитала программа…
Какой какой объем??? 133 литра с лишним? Вы меня извините - я столько не выпью!
Попробуем умерить аппетиты JBL-я и сократить объем ящика, ну скажем до 40 литров (42, которые видны на картинке получились несколько позже просто удобных размеров стенок ящика). Как видно, разница совсем даже небольшая, а уж по уровню -3 дБ так и вообще практически совпадают.

Решено! Делаем закрытый ящик, объемом 40 литров или около того.

Материал

Материалы для ящика

Дальше встал вопрос материала - из чего делать ящик? Знающие люди сказали - ДСП и только ДСП - никакого дерева. А еще лучше - МДФ - она более плотная, более тяжелая, а поэтому будет давать меньше призвуков в звучании саба. Ну, МДФ так МДФ, подумал я и отправился в строительный магазин, за досками и брусками для их соединения. Ну и шурупами с клеем, разумеется.

Срез МДФ

Все закупил, все привез домой, стал разглядывать - кстати поперечный срез у ентой МДФ действительно довольно интересный - посмотрите не фотке.

Вообще, насколько я понял, МДФ - это особым образом спрессованный картон. Но должен вам сказать - штука на редкость тяжеленная, в самом деле.


Сборка...

Шуруповерт - очень полезная вещь

Однако, все было закуплено, пора было приступать к делу.
Панели промазывались клеем и крепили друг к другу шурупами. Кстати, должен вам сразу сказать - надумаете делать сабвуфер - покупайте шуруповерт - вещь не слишком дорогая, но страсть какая полезная - позволяет рукам остаться целым и невредимым и шурупы закручивает со свистом.


Ну ладно, дальше особо много комментариев не будет - просто немного последовательных фотографий процесса сколачивания ящика.

Передняя панель







Корпус








Разъем

Поскольку катушки две, то и разъем решено было поставить двойной - мало ли что.




Почти все готово

Звукопоглотитель

Ну вот, почти все готово - осталось промазать ящик герметиком и осуществить обшивку стенок звукопоглотителем. Но разумеется, я не удержался и подключил недоделанный саб к усилителю. Лучше бы этого не делать… Ну да ладно - уж надо довести дело до конца.

Синтепон

В качестве набивки был выбран синтепон, как наиболее доступное средство. Когда я завалился в магазин "Ткани" и потребовал квадратный метр синтепона, продавщицы посмотрели на меня довольно подозрительно. Ладно, чего не сделаешь ради искусства.

Синтепон оказался двойной, так что сворачивая его еще раз пополам получилась обшивка 4-мя слоями синтепона.

Шуба

Эх, тепло там, должно быть зимой будет.
Ну что же, после всех этих плясок включил его еще раз. Граждане, хочу вам сказать - уделяйте обивке и звукопоглотителю очень много внимания и времени. Оно того стоит - я в том убедился собственными ушами. После набивки саб стал звучать совершено по-другому, нежели до набивки. Появился именно бас - мощный, уверенный, упругий. Короче, то что нужно соседям часа в два ночи. Хоть я и не садист.


Саб на испытаниях

Ну и еще одна фотка - практически готовый саб на испытаниях.


За сим пока все. В следующей части мы поговорим, про расчет и изготовление ФНЧ для сабфуфера и немножко пробежимся по усилителю для этой зверюги.

Как всегда - все вопросы, жалобы и предложения пишите в наш форум


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

27 1 0
2 1 0