Как-то друг попросил сделать, что нибудь “эдакое”, для регулировки оборотов кулера в зависимости от температуры. При этом было поставлено несколько условий:
1) Схема должна быть относительно простой, не содержать программируемых элементов и специализированных микросхем-датчиков температуры. 2) По возможности обойтись без дефицитных комплектующих. 3) Самое главное требование – ее нагрузочная способность должна в основном определяться типом используемого БП. Проще говоря, чтобы ее можно было нагрузить сразу на несколько кулеров-вентиляторов, и, при этом не заморачиваться с отводом тепла от регулирующего транзистора.
В общем, то, что получилось - в архиве (3 варианта схем, описание, и разводки плат в формате S-Layout v.5.0). Кратко - в схеме используется ШИМ-регулятор на TL494 (TL598), термодатчик на P-N-P транзисторе, 78L05, MOSFET-ключ. Друг остался очень доволен, по варианту 1 собрано 50 штук, работают около года, никаких проблем нет.
Я делал этот регулятор под конкретную задачу и тип кулера. О том, что ШИМ-регулятор создает помехи по питанию - я в курсе. Не все же ездят на бэхах и мерсах, кому-то и рено вполне хватает, а кому-то и феррари - мало будет. Как говорится, - каждый выбирает сам...
Кулер потребляет порядка 100мА, пускай у вас их будет 10штук мощность на регулирующим транзисторе в линейном режиме равна примерно 3 вт. Рассеять такую мощность в устройстве с 10 кулерами проблем нет не каких, и устройство на 3-5 детальках. К чему такой огород?
_________________ Тем кого не устаревает наличия ошибок в моем тексте, оставляю права не пользоваться моими советами или просто не читать мои сообщения.
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
Почему возбраняется, нет. Если сделать хорошую рекламу и впаривать данное устройство скажем так мало понимающим людям можно заработать. Как магазин на диване, Но я думаю мало кто понимающий станет лепить такое себе.
_________________ Тем кого не устаревает наличия ошибок в моем тексте, оставляю права не пользоваться моими советами или просто не читать мои сообщения.
Да проще схем сколько угодно можно нарисовать применяя современные контролеры или хотя бы 3842 или таймер. Просто есть ли смысл? Это понятно если надо питать кулер который охлаждает автомобильный двигатель.
_________________ Тем кого не устаревает наличия ошибок в моем тексте, оставляю права не пользоваться моими советами или просто не читать мои сообщения.
Если напряжение питания не более 20 Вольт, вместо 5-ти вольтового стабилизатора можно поставить перемычку. Схема будет еще проще, чем у DI HALT'а. Кроме того, у DI HALT'а смещение берется от питания, а здесь от опоры. А про применение контроллеров - изначально речь вобще не шла.
Схем множество и каждая хороша по своему. Мне например проще достать ОУ чем ШИМ. А вот за пример использование транзистора в качестве термодатчика спасибо Попробую также сделать в схеме DI HALT'a LM335 в моем регионе уж сильно дорогие - жаба душит брать их при цене от 100р и выше
Полностью согласен с тем, что каждая схема - хороша по своему. Ранее тоже видел схему DI HALT'a, не хотелось заморачиваться с дифференциальным усилителем, подбором парных резисторов. Решил использовать уже готовый ШИМ-регулятор, тем более, что TL494 довольно широко распространена и апробирована.
Не считаю, что в схеме управления кулером обязательно нужны LM335 (хотя, конечно, все зависит от цели и возможностей), это же не термометр. Впрочем, я лишь опубликовал то, что уже проверено и работает. Каждый решает сам, что собирать, а что - нет.
P.S. А за термодатчик вам спасибо нужно говорить Л. Ридико, это его идея, просто мне она понравилась.
На самодельный ЛБП поставил термостат DS1620 , есть аналоги этой микросхемы . В бесперебойнике стоит терморегулятор на LM317 и 2- терморезисторов от батарей ноутов .
Ну, а что делать тем, у кого нет под рукой DS1620? Кстати, толчком к разработке этой схемы стало то, что плата терморегулирования (для мощного силового преобразователя), собранная на термостате DS1821 - работала не так как надо. Из 40 штук - нормально работали около 10, а остальные - включали кулеры на охлаждение как заблагорассудится.
Ни попытки перепрограммирование, ни подробный анализ режимов - не помогли. После траты времени на "копание" с этой платой, решили сделать как-то по другому. То ли были некондиционные DS1821, то ли еще что-то, но, факт остается фактом, после замены на данную схему термоконтроля - все проблемы с охлаждением полностью ушли.
собранная на термостате DS1821 - работала не так как надо. Из 40 штук - нормально работали около 10, а остальные - включали кулеры на охлаждение как заблагорассудится.
ИМХО просто программировал не правильно ... Тоже очень много их юзал - не одного экземпляра не глючило - все чётко работали ... viewtopic.php?p=1320106#p1320106
А потом перешел с термостата DS1821 на плавную линейную регулировку, с термодатчиком DS18B20 и МК ATtiny13 viewtopic.php?p=1643037#p1643037
А вообще тема не правильно названа, я зашёл в неё подумав, что речь о 4-х проводном вентиляторе (общий, питание, SMART, PWM) и управление им по ШИМ-каналу, контролируя обороты по SMART-каналу
Заголовок сообщения: Re: ШИМ-терморегулятор для кулера
Добавлено: Сб дек 14, 2013 15:58:55
Встал на лапы
Зарегистрирован: Вт мар 01, 2011 19:13:15 Сообщений: 136
Рейтинг сообщения:0
Собирал похожий на MC34063 в трёх экземплярах для лабораторных ИИП. Из достоинств-меньшее число деталей и отсутствие внешнего силового транзистора. Схемотехника очень проста: в типовой схеме включения MC34063 ставим в цепь ОС терморезистор и всё. Идея с транзистором в качестве термодатчика понравилась надо попробывать
Идея с транзистором в качестве термодатчика понравилась надо попробывать
А что хорошего в этой идеи??? Изменения напряжение на таком датчике 0,3% на градус. У терморезистора чувствительность больше да и деталей меньше, и проводов к датчику меньше. По мне так наоборот плохая идея в данном применении. Датчик на транзисторе имеет преимущества когда надо измерять температуру, там зависимость линейная.
_________________ Тем кого не устаревает наличия ошибок в моем тексте, оставляю права не пользоваться моими советами или просто не читать мои сообщения.
Чем лучше? надо сверлить отверстие резать резьбу, для терморезистора достаточно капельки термоклея и несколько секунд времени.
_________________ Тем кого не устаревает наличия ошибок в моем тексте, оставляю права не пользоваться моими советами или просто не читать мои сообщения.
Сейчас этот форум просматривают: miro, rhouland4 и гости: 49
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения