Например TDA7294

Форум РадиоКот • Просмотр темы - Управление электрозаслонкой по датчику давления.
Форум РадиоКот
Здесь можно немножко помяукать :)

Текущее время: Ср авг 27, 2025 13:23:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа


ПРЯМО СЕЙЧАС:



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  1,  
Автор Сообщение
Не в сети
 Заголовок сообщения: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 06:55:38 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
Здравствуйте. Сабж: есть моторизированная дроссельная заслонка, закрывается подачей на мотор 12 вольт (максимальный ток который показал мультиметр 2.9А, заслонка под таким током в закрытом состоянии пролежала около 30 минут - мотор холодный), открывается пружиной в редукторе при отключении питания мотора.

Есть электронный датчик давления воздуха, имеет три вывода - два из них это опорное напряжение 5 вольт, третий "сигнальный", выдаёт модифицированный плюс от этих 5 вольт, в зависимости от давления на датчике, по атмосферном давлении на этом выводе примерно +2.4v.

Задача управлять зюмотором заслонки с помощью мосфета в режиме открыта/закрыта.

Я последний раз ковырял электронные компоненты паяльником примерно 22 года назад будучи школьником, не особо сведущь в электронике, однако давеча ставил эксперименты пытаясь реализовать схему управления, что придумал я: на моторе всегда есть +12v, -12v подаётся на мотор через N канальный мосфет, на гейт мосфета подтянут +12v через резистор 200кОм, мосфет при этом открывается и всё работает, так же гейт замкнут на -12v через 10кОм резистор для разрядки мосфета при отключении (без него при снятии питания с гейта мосфет остаётся открытым. Так же под рукой оказалась оптопара на N канальном транзисторе, логика была такая: мосфет всегда открыт так как подключен к + основного питания через "большой" (200кОм) резистор, при включении оптопары, она подаёт - основного питания через значительно "меньший" резистор (1кОм) на этот самый +, ток течет по пути наименьшего сопротивления, потому по моей логике ток открывающий мосфет должен был потеч в обход гейта мосфета через оптопара на минус основного питания и таким образом мосфет должен был закрыться - не взлетело.

Подскажите пожалуйста верное решение и в чём была моя ошибка (очень интересно для собственного развития, ведь в голове всё так хорошо работало).

Есть нюанс: проживаю в специфическом месте, пойти в магазин и просто купить нужные радиодетали нельзя, просто нет таких магазинов, потому для экспериментов я вооружился некоторым электронным мусором, который и распахивал на детали.

Заранее всем спасибо!

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 15:04:07 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
Нарисуйте полную схему вместе с оптроном и всем остальным.

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 15:26:18 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
В моём понимании при открытии оптрона плюс 12 вольт должен пойти мимо резистора 200кОм через резистор 1кОм на минус и мосфет должен закрыться, но не сработало.


Вложения:
Комментарий к файлу: Значком PSI я обозначил датчик давления, не знаю как он правильно рисуется.
IMG-20240806-WA0000.jpg [43.52 KiB]
Скачиваний: 90

_________________
per aspera ad astra
Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 15:44:14 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 59
Рейтинг сообщений: 2198
Зарегистрирован: Чт янв 26, 2012 16:44:29
Сообщений: 19048
Откуда: Таксимо
Рейтинг сообщения: 0
1килоОм не нужен. Просто соедини коллектор оптопары на затвор

_________________
Мои поставщики запчастей с отличной репутацией
texnomag.ru
radioremont.com
pl-1.org
4ip.info
elitan.ru


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 15:44:48 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
1. Требуется токоограничительный резистор на светодиод оптрона.
2. Поменять резисторы в затворе местами. Иначе там получается дюже большой делитель.
3. Транзистор оптрона подключить от общего провода на затвор, а не на питание.
4. Параллельно мотору поставить диод в обратной полярности. Так, чтобы при запитке мотора ток через диод не шёл.

По-хорошему, надо бы ещё какой-нибудь пороговый элемент с гистерезисом добавить, чтобы вся эта штука переключалась резко и уверенно.

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пн авг 05, 2024 16:23:51 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
1. Требуется токоограничительный резистор на светодиод оптрона.
2. Поменять резисторы в затворе местами. Иначе там получается дюже большой делитель.
3. Транзистор оптрона подключить от общего провода на затвор, а не на питание.
4. Параллельно мотору поставить диод в обратной полярности. Так, чтобы при запитке мотора ток через диод не шёл.

По-хорошему, надо бы ещё какой-нибудь пороговый элемент с гистерезисом добавить, чтобы вся эта штука переключалась резко и уверенно.



1. Токаограничивающий резистор на диод оптрона был, просто забыл нарисовать его на схеме.
2. Это которые 200кОм и 10кОм просто местами поменять?
3. Гениально, сам нифига не сообразил.
4. Не совсем понял зачем диод? Защита от токов индуктивности с обмоток мотора когда его крутит пружина?

По поводу гестерезиса в данном устройстве жизненно необходим какой-то подстроечный элемент между датчиком давления и оптопарой. Это будущий блок управления клапаном блоу оф для нагнетателя воздуха в ДВС (суперчарддер), открытие заслонки будет сбрасывать излишек давления что бы ДВС не порвало, потому очень важно что бы заслонка открывалась строго на определенном давлении, не выше, и так же очень важно что бы она тут же закрывалась при падении давления чуть ниже порогового.
Я себе представляю это в виде какого-нибудь потенциометра между оптопарой и датчиком. Собираем систему, нагнетаем в неё нужное давление и крутим потенциометр пока заслонка не откроется. Но пока не придумал как реализовать такую подстройку. Хватит ли там простого подстроечного резистора? Если да, то какой номинал нужен примерно, и что лучше взять классический потенциометр или многооборотный резистор?

Добавлено after 5 minutes 55 seconds:
1килоОм не нужен. Просто соедини коллектор оптопары на затвор

Спасибо!

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 13:54:58 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
n00bAC писал(а):
Это которые 200кОм и 10кОм просто местами поменять?

Да.
n00bAC писал(а):
Защита от токов индуктивности с обмоток мотора когда его крутит пружина?

Вроде того. Или выбросов на собственной индуктивности обмоток.
n00bAC писал(а):
жизненно необходим какой-то подстроечный элемент между датчиком давления и оптопарой

Нужны параметры датчика давления. Плавает ли выходное напряжение пропорционально напряжению питания?

Но вообще я за механический клапан. Быстрее, проще, надёжнее.

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 14:24:09 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
>TEHb< писал(а):
Да.


Сегодня попробовал - мосфет не открылся вообще, вернул обратно резисторы - открылся, подкинул выход с оптопары на гейт мосфета как советовали - мосфет не закрывается.

>TEHb< писал(а):
Вроде того. Или выбросов на собственной индуктивности обмоток.


Принял.

>TEHb< писал(а):
Нужны параметры датчика давления.


Какие именно и как их снять? Взрослой диагностической аппаратурой вроде осциллографа я не владею и пользоваться не умею, есть только пара мультиметров средней категории. Для проверки самих датчиков на исправность и понимания принципа работы я подавал на них опорное питание с компьютерного блока питания, подключал мультиметр к минусу и сигнальному выводу, а потому большим шприцем создавал на датчике давление/разряжение и смотрел как меняется напряжение на мультиметре.

>TEHb< писал(а):
Плавает ли выходное напряжение пропорционально напряжению питания?


Сейчас вся эта система проверяется на питании от компьютерного БП, у него линия 5v не плавает, нагрузки на нём никакой не было когда экспериментировал датчиками. В боевой обстановке датчики будут питаться от линии 5v формируемой ЭБУ двигателя, В системе самого ДВС довольно много различных датчиков с опорным напряжение в 5v, думаю что данный выход с ЭБУ стабилизированный, поскольку от точности показаний этих датчиков очень сильно зависит работа самого ДВС.

>TEHb< писал(а):
Но вообще я за механический клапан. Быстрее, проще, надёжнее.


Так то наверное вы правы, но есть несколько моментов: во первых компрессор не родной, то-есть я внедрил компрессор от одного мотора, в другой мотор, много чего переделано по механике, концепция в том что бы не вносить никаких критических изменений в агрегатную часть, под все переделки изготавливались переходники, что бы в случае выхода из строя например компрессора, его можно было просто заменить на такой же, без переделок нового компрессора, а что бы переделать на нём родную электронную заслонку, его надо тщательно изуродовать. Тем более что сам компрессор пришел с разборки в полной комплектности, с заслонкой и обоими датчиками давления. Во вторых в отличии от системы с пневматическим актуатором, электронная система планируется с возможностью отключения (открытия заслонки на постоянку) с кнопки из салона, что позволит здорово экономить топливо и ресурс как самого компрессора, так и мотора.
А так да, первая мысль была в том что бы оторвать актуатор с турбины, выкинуть электромотор с заслонки и приколхозить туда актуатор. Но всёже более технологичный подход мне нравится больше.

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 18:27:10 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 59
Рейтинг сообщений: 2198
Зарегистрирован: Чт янв 26, 2012 16:44:29
Сообщений: 19048
Откуда: Таксимо
Рейтинг сообщения: 0
Не, все таки сапоги должен сапожник, а тачанку Чапаев. Не дано кому то даде с инструкциями войти в айти

_________________
Мои поставщики запчастей с отличной репутацией
texnomag.ru
radioremont.com
pl-1.org
4ip.info
elitan.ru


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 18:38:30 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
vlasovzloy писал(а):
Не, все таки сапоги должен сапожник, а тачанку Чапаев. Не дано кому то даде с инструкциями войти в айти

Это всё безусловно очень остроумно, но в наших синагогах нет специалистов, кому можно просто заплатить денег, что бы поставленная задача была решена. Потому всё сам.

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 19:02:15 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
Что за полевик?

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Вт авг 06, 2024 19:12:25 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
>TEHb< писал(а):
Что за полевик?

HYG011N04

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 17:55:45 
Потрогал лапой паяльник

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 27
Зарегистрирован: Вс авг 16, 2015 13:08:53
Сообщений: 346
Рейтинг сообщения: 0
Должно быть что-то такое.
СпойлерИзображение


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:25:00 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
И ещё обводной резистор мимо оптрона.

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:28:53 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
И ещё обводной резистор мимо оптрона.

Это между его ножками которые транзистор? А какой номинал примерно, меньше килоома?

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:40:20 
Потрогал лапой паяльник

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 27
Зарегистрирован: Вс авг 16, 2015 13:08:53
Сообщений: 346
Рейтинг сообщения: 0
Изображение
Так по лучше будет.


Вернуться наверх
 
В сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:41:24 
Друг Кота
Аватар пользователя

Карма: 17
Рейтинг сообщений: 457
Зарегистрирован: Ср ноя 11, 2009 17:19:30
Сообщений: 5240
Откуда: Воронеж
Рейтинг сообщения: 0
А хоть бы и килоом. ТЛка имеет право потреблять вплоть до 1 мА в "закрытом" состоянии.

_________________
"Привет!" - соврал он.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:46:47 
Потрогал лапой паяльник

Карма: 4
Рейтинг сообщений: 27
Зарегистрирован: Вс авг 16, 2015 13:08:53
Сообщений: 346
Рейтинг сообщения: 0
Я бы сказал схема... упрощенный вариант. Если учитывать все ситуации, обрастет она сильно. В плоть до регулируемого компаратора.


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 18:55:54 
Грызет канифоль

Карма: -4
Рейтинг сообщений: -44
Зарегистрирован: Вт май 14, 2024 18:39:25
Сообщений: 297
Рейтинг сообщения: 0
Я бы сказал схема... упрощенный вариант. Если учитывать все ситуации, обрастет она сильно. В плоть до регулируемого компаратора.


Согласен, на все случаи жизни есть уже готовые схемы. Нужно просто не лениться - по-гуглить и потом покумекать. :tea:

Собственно этим и занимаются тут роботы от Гугл и др. компаний мира)))


Вернуться наверх
 
Не в сети
 Заголовок сообщения: Re: Управление электрозаслонкой по датчику давления.
СообщениеДобавлено: Пт авг 09, 2024 20:05:31 
Родился

Зарегистрирован: Пн авг 05, 2024 06:35:28
Сообщений: 10
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Рейтинг сообщения: 0
Изображение
Так по лучше будет.

Спасибо, на днях соберу проверю.

Добавлено after 1 minute 46 seconds:
Я бы сказал схема... упрощенный вариант. Если учитывать все ситуации, обрастет она сильно. В плоть до регулируемого компаратора.

Я тол ко за, но в виду отсутствия знаний по теме я просто не знаю что именно искать, не знаю какие именно схемы бывают. Вообще если я правильно понимаю в оригинале эта заслонка управляется шимом, учитывая что на редукторе заслонки есть датчик положения.

_________________
per aspera ad astra


Вернуться наверх
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  Вернуться наверх
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  1,  

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Extended by Karma MOD © 2007—2012 m157y
Extended by Topic Tags MOD © 2012 m157y