Теперь у меня есть это чудо. Oldchen BL-02 El34. Надо сказать - а сугубо по параметрам то, усилитель - крайне плох.
Для начала по поводу схемы - неожиданно легко удалось связаться с китайцами, и они прислали вот это
Нарисовано с ошибками, как выяснилось, когда собственноручно был открыт и изучен усилитель. Они там есть, нужно просто присмотреться. Номиналы некоторые не соответствуют действительности.
Вот как он выглядит: По сборке: силовой, несмотря на то что всё было привинчено достаточно плотно и ничего не болталось, силовой трансформатор посажен криво, чуть повернут в одно сторону, это заметно. Кожужи боковые выходных трансформаторов болтаются, не зажаты скобой.
Из начинки - в принципе ничего интересного. Разве что "самодельные" (?) разделительные конденсаторы межкаскадные, на них просто стоит маркировка "oldchen 0,47uF 600V".
Теперь по поводу эксплуатации и замеров. В принципе то, усилитель, на мой слух, звучит вполне хорошо, чего-то криминального не замечено. Но вот по замерам...
Это схема: реальная Схемотехника за гранью моего понимания. Даже как-то грустно рассуждать, постоянно задаёшься вопросом: а зачем именно так надо было делать?
Сугубо значимые моменты:
1. Ток драйверного каскодного каскада ничтожный для 6sn7 - даже не дотягивает до 2мА. Страшно представить, что там с крутизной и выходным сопротивлением лампы. Какие достоинства каскода тут реализуются? Это, кстати, ещё будет важно.
2. Все лампы в жёстком недокале. Фактически, грубо говоря, у всех ламп по 5,7В, у кенотрона 4,6В. Это вообще на нижней допустимой границы. Чем вообще чревато?
3. По измеренному сопротивлению выходных трансформаторов - сопротивление экранной части составляет порядка 38% обмотки. Следовательно, реально имеем не меньше 45% витков в ультралинейный отвод.
4. В катодном резисторе драйвера 510 ом забыт (?) шунтирующий конденсатор. Это вообще как? Или ещё добавлена лишняя обратная связь? Его стоит подпаять? Про введенную общую оос я уже не говорю.
5. Самая мякотка. Звуковой диапазон. С помощью осциллографа было выяснено:
Завал ВЧ: (относительно 1кгц)
на 20кгц, минус 6,85дб
на 18кгц минус 4дб
на 15кГц минус 3дб
на 10кгц минус 1,82дб
С НЧ всё несколько лучше: минус 0,6дб на 40гц. Тем не менее, на низких частотах, где-то ниже 50-60гц уже не хватает индуктивности выходных трансформаторов. На маленькой выходной мощности всё более менее в порядке, при увеличении громкости на этих самых низких частотах синусоида всё больше искажается, валится набок, плюс появляется в точке перехода через ноль - искажения ступенька. Оно и понятно, индуктивность уже не достаточная, нарастает индуктивный ток, составляя всё большую часть, в результате чего нарушается по сути класс А, появляется отсечка...
Но кошмар с высокими частотами особенно порадовал. Это просто цирк. А ведь усилитель заявлен как 20гц-25кгц! Хахаха! Какие там 25кгц... Вероятно, только из-за того, что (ну так сложилось) у меня моя акустика имеет внутреннее большую чувствительность к ВЧ, своеобразный подъём, у меня по итогу не ощущалось недостатка ВЧ. Мощность тоже, естественно, не соответствует заявленной. Никаких 10Вт нет и близко. До ограничения - 4,5Вт. Для однотакта это всё равно много, но тем не менее.
Кенотрон, кстати, физически звенит, вероятно, с частотой выпрямления в 100гц.
Результирующий вопрос: что вообще имеет смысл доработать в этом усилителя?
Оказалось, что все мои усилители намного лучше этого поделия. А меня некоторые тут ругали за мои усилители. Не помогла китайцам общая оос? Вот, для сравнения: viewtopic.php?p=4747054#p4747054
_________________ Тот, кого любит душа моя - прекрасный рыцарь, который сам не знает, насколько сильно я могу его любить. ...wenn es weniger als unendlich ist, fügen sie einfach eine weitere hinzu... ᚾᛇᛞᛇᛚᛁᛗᚨᛃ
от ООС в ламповых усилителях одно только название, она там есть ровно чуточку самую, потому что "воспитанные в рамках ламповой схемотехники инженеры" умеют только говорить, мол, оос это говно, а транзисторы это транзисторный звук
ну и банально на большое внутрипетлевое усиление надо больше ламп, и надо параметры трансформатора на ВЧ нормировать, эт вам не просто там чуток ачх покривить на 18 килогерц на -4 дБ (что мелочи)
да, кстати, ваши циферки приведенные, что 18 кГц -4 дБ, а 20 кГц -7 дБ, говорят, что ачх-то у усилителя спадает не шибко плавно, далеко не первый порядок, есть в этом что-то резонансное, как будто запаса по фазе нету шибко большого
_________________ умная подпись такая с умным изречением, как у умных умников, на умном языке
1. С помощью трансформатора 220/12 включённым повышающим автотрансформатором поднято питающее напряжение усилителя на входе. Поскольку и так сеть пониженное напряжение имеет в основном. В результате, когда раньше усилитель потреблял порядка 85Вт, стал брать 100Вт. Насколько внутри схемы поднялись потенциалы - измерения не проводились.
2. Куплена и поставлена пара 6Ф6С 55-года (кобра). В результате (при питании усилителя через тот же автотрансформатор), потребляемая мощность 85Вт. Анодное напряжение, после дросселя фильтра поднялось до 300В. Катодный ток 6Ф6С составил 57мА. Экранной сетки (УЛ включение же, помним) 7мА. Рассеиваемая мощность на аноде под 13Вт. На экранной сетке под 2Вт. Напряжения питания накалов стали как надо, 6,3В и у кенотрона 4,9В! Также в два раза улучшился завал на ВЧ. Он остался, но в два раза меньше, чем был с EL34. В шкале дБ. Вот вам и "плохой выходной трансформатор".
от ООС в ламповых усилителях одно только название, она там есть ровно чуточку самую, потому что "воспитанные в рамках ламповой схемотехники инженеры" умеют только говорить, мол, оос это говно, а транзисторы это транзисторный звук
А откуда это вы взяли, что общая оос маленькая тут?
да, кстати, ваши циферки приведенные, что 18 кГц -4 дБ, а 20 кГц -7 дБ, говорят, что ачх-то у усилителя спадает не шибко плавно, далеко не первый порядок, есть в этом что-то резонансное, как будто запаса по фазе нету шибко большого
Глобально, из этого какой нужно сделать вывод? Разъясните
_________________ Тот, кого любит душа моя - прекрасный рыцарь, который сам не знает, насколько сильно я могу его любить. ...wenn es weniger als unendlich ist, fügen sie einfach eine weitere hinzu... ᚾᛇᛞᛇᛚᛁᛗᚨᛃ
ну то, что граница ООС на верхнем краю звукового диапазона, и что также ход АЧХ будет зависеть от формы импеданса нагрузки, на резистор одно, на акустику - разное
чем-то похоже на ситуацию с ФНЧ на выходе усилителей D класса, где тоже АЧХ на 8-10 кГц и выше, бывает, гуляет на 3 и более дБ
само по себе искажение АЧХ может быть не фатальным для звука, но его может хватить, чтобы заменить усилитель на усилитель и услышать разницу, вызванную другой формой ачх, и потом сделать ложные выводы, мол, это лампа так "лучше транзистора звучит", а интернет и так устал от того, как его марают заявлениями...
в транзисторных усилителях на частотах, где граница ООС, усилитель работает на цепь Цобеля, которая от замены одной АС на другую не меняется (стоит на плате усилителя), и на выходе усилителя стоит фильтр, чтобы не дай б-г не пускать диапазон, где граница работы оос, на выходные клеммы, а на колонку по сути фильтр пропускает только диапазон, где есть запас усиления оос, и где нет искажений АЧХ, ну, а на 20 кГц там запасище запасище
Добавлено after 1 minute 26 seconds: я хочу сказать, что если вы используете одну и ту же АС, контролировать АЧХ имеет смысл по звуковому давлению микрофоном, то есть на выходе акустики
Добавлено after 4 hours 5 minutes 54 seconds: еще типа вот что, если вы мерите на резистор 4 Ом (или 8 Ом) АЧХ, то для акустики можно сделать Цобеля, чтобы выровнять импеданс АС на ВЧ, чтобы при подключении данной АС к усилителю не происходило искривления АЧХ на ее входных клеммах
_________________ умная подпись такая с умным изречением, как у умных умников, на умном языке
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 43
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения