Вот брату надоело мучатся с механическим термостатом на 10-ке, и захотел он электронный. Но он еще не встречал нормально работающего электронного термостата и решил сделать сам. После обсуждений, поисков схем и творческого креатива получилась такая схема(во вложении)
Термореле он возьмет от классики, шаговый движок от регулятора холостого хода, он на напряжение 12В и для полного открытия клапана ему надо сделать 255 шагов(планируется открытие клапана делать 2 минуты).
а вот кому термостат? хороший, с гистерезисом... с десятыми долями... с единственной кнопкой! с видеороликом, блин...
_________________ если рассматривать человека снизу, покажется, что мозг у него глубоко в жопе при взгляде на многих сверху ничего не меняется...
а вот кому термостат? хороший, с гистерезисом... с десятыми долями... с единственной кнопкой! с видеороликом, блин...
Да схемка прикольная,но с ПП они погоричились,ни кнопки,ни кренки,ни гнезд питания,выходов и датчика,да и на управление нужна инструкция,хотя из описания примерно понятно как им управлять,но всеже с 3мя кнопками будет проще быстрее и понятней,я с этого сайта собрал"тэрмостат меньше не бывает",довольно не плохо,но размеры...
термостат - не та штука. которую надо каждые 5 минут настраивать, поэтому суперудобство и не нужно особо... кстати, одной кнопкой весьма удобно - попробуйте! а плату для такой "сложной" схемы развести по-своему - об этом даже и говорить нечего!
_________________ если рассматривать человека снизу, покажется, что мозг у него глубоко в жопе при взгляде на многих сверху ничего не меняется...
Меня сильно смущает кондер в 100 чегото-там(вероятно пикофарад?) на входе в фазосдвигатель на микросхеме КР1006ВИ1. Подскажите, что с ним сделать? Оставить, убрать, или емкость увеличить?
И еще на базе транзисторов висят 0,5Килоомные резисторы, транзисторы ведь от этого греться усиленно будут? Тогда на сколько взять резисторы? Я сам думаю примерно 2Ком.
Частота генератора ~1Гц, фазосдвигатель расчитан на сдвиг в 90 градусов, на генераторе есть второй резистор, для того, чтоб в случае чего можно было за пару секунд вручную открыть клапан, нажав на кнопку КН1.
КЦ1 и КЦ2 - концевые выключатели на крайних положениях клапана. При работе схемы горит зеленый светодиод(для контроля отключения схемы), при перегорании предохранителя зажигается красный.
Мощность предохранителя(1-1,5А) надо брать чуть меньше мощности транзисторов (1,5А), он нужен для того, чтоб отрубить схему, если вдруг блок управления обмотками двигателя перемкнет(откроются все транзисторы или целиком откроется левое или правое плечо моста).
В схеме куча лишних деталей, так что ее можно сильно оптимизировать(например 2 микросхемы перед Н-мостами и выход генератора можно собрать на одной микросхеме, в которой 6 НЕ элементов, фазосдвигатель можно построить на 1 Xor элементе и 4-ех НЕ), или вообще перенести на контроллер, но в контроллерах я пока только начинаю разбираться.
Примерная стоимость этой схемы 500р, а на контроллере 70-100р(50р tiny13 стоит), надо учится контроллерам...
Ну а работать это все по идее должно так:
при вставке ключа в замок зажигания схема запускается с закрытым клапаном и ждет прогрева движка до 85 градусов, потом открывает клапан и ждет понижения температуры движка.
Водитель выключает движок, вынимает ключ, и когда движок остынет, схема закрывает клапан и отрубается от питания.
Цикл повторяется со вставкой ключа.
Там куча релешек, но большинство из них можно заменить транзисторами или оптопарами/оптронами/герконовыми реле, для меньшего потребления энергии.
Также планируется добавить реле времени для отключения схемы через N минут после вытаскивания ключа, на случай, если клапан застрянет.
Все это соберется в коробочку и засунется в моторный отсек.
Если кто подозревает, что она не заработает, высказывайтесь, может я где-то допустил ошибку.
Вложения:
Комментарий к файлу: Более понятный вариант схемы Термостат.gif [158.56 KiB]
Скачиваний: 1322
Комментарий к файлу: Схема термостата Термостат.jpg [47.26 KiB]
Скачиваний: 924
Последний раз редактировалось tom1101 Сб фев 07, 2009 01:22:24, всего редактировалось 1 раз.
Компания MEAN WELL пополнила ассортимент своей широкой линейки светодиодных драйверов новым семейством XLC для внутреннего освещения. Главное отличие – поддержка широкого спектра проводных и беспроводных технологий диммирования. Новинки представлены в MEANWELL.market моделями с мощностями 25 Вт, 40 Вт и 60 Вт. В линейке есть модели, работающие как в режиме стабилизации тока (СС), так и в режиме стабилизации напряжения (CV) значением 12, 24 и 48 В.
Попонятнее нарисую попозже, в proteus никак не могу найти что-нибудь похожее на КР1006ВИ1, да и микросхемы там не смог заставить показать свои ножки VCC и GND, для подключения их через реле к питанию. Кстати генератор в Proteus не хочет работать, а я еще в детстве такие генераторы собирал, поэтому уверен в их работоспособности. И как я уже написал, так и не нашел штатный фазосдвигатель в proteus. А так там уже упрощенный вариант схемы(генератор взял dcclock, т.к. генератор на логике не хочет пускатся, а фазосдвигатель собрал на xor и втором генераторе с удвоенной частотой, чисто чтобы движок запустить и оттестировать релешки и Н-мосты) испытал - работает, но как-то неуверенно движок там крутится на анимации, застенчиво как-то
А насчет заклинит - это по бортовому компу легко контролируется: если в течении 5 минут температура двигателя не превысила 85 градусов, значит заклинило По крайней мере механические термостаты у брата то не открываются, то недозакрываются
Ну не знаю, значит брату удобнее мучатся с электронным термостатом, раз он захотел его сделать
Двигатель не перегревался, но и не нагревался, он пока через весь город проехал, у него температура дошла только до 70 градусов, т.е. двигатель никак не мог прогреться.
В крайнем случае можно звуковой сигнализатор прицепить к концевикам, чтоб он через 5 минут после начала открытия клапана(КЦ1 замкнулся) начал пищать если клапан так и не открылся(КЦ2 не разомкнулся) или диод повесить на КЦ2 - если концевик замкнут, клапан закрыт(или недооткрыт) и горит красный диод, а если разомкнут, тогда все в порядке, можно зеленый зажечь... А диод можно взять 2 в одном красно/зеленый.
Уфф, после N-часов рисования в proteuse сделал более красивый вариант схемы. Схема та-же осталась, просто компоненты более ровные и получше расположены. Добавил вложение в первый пост этой темы.
Давайте, говорите, че делать с кондером на входе в фазосдвигатель. У него емкость 100 чегото-там, вероятно пикофарад, а такие емкости на 100Мгц-овых частотах используют. Может его того... убрать? Или он обязательно нужен?
И как там на счет резисторов по 0,5к на базах транзисторов? Грется ведь будут наверное. Так, щас посчитаем... по цепи Б-Э транзисторов будет идти ток 25мА, получается 0,3Вт, сойдет? Или до 5мА снизить(если конечно транзисторы откроются)?
Так с кондером разобрался - он нужен, там внутри микросхемы цепь рассчитана на 250нА!
С резисторами вопрос еще открыт....
Спасибо за подсказку с 555-серией, она то меня и сбивала - вроде некоторые выводы похожи, но не все одинаково промаркированы, в смысле обозначаются разными буквами...
Пока никак. Брат достал шаговый двигатель из РХХ, у него вместо вала шток с рабочим ходом 12мм.
Как соберем схему, он думает прикрутить что-то вроде крана или клапана, который будет управляться от этого штока. Сила на штоке >6Н. Он пока думает как все это герметично сделать...
Но как он сказал, главное - собрать схему, а как прикрутить к клапану, найдем
А я тем временем второй вариант схемы думаю(в первом мелкая ошибка в цепи питания КР4 - оно не сможет отрубится, т.к. через термореле на массу напрямую идет. Да и управлять в новой схеме буду только одной обмоткой, вместо двух, т.к. допер до простого поворота фазы на 270 градусов(270=180+90, а 180 дает лог.элемент ) ), где релешек возможно меньше будет(я тут на тиристоры посматриваю, и оптопары, чтоб зря не жрали энергии), а вообще в идеале это на контроллере надо делать, тогда вообще минимум деталей, но контроллер подвезут только через неделю и я не разу с ними дело не имел, если разберусь, то третий вариант схемы будет на нем.
Сделали бы вы это все на микроконтоллере... Было бы проще и наверняка. И возможностей больше-типа цифровой индикации температуры, положения штока и тд.
Думаю, следующей конструкцией данных "кулибиных" должно стать что-то вроде "электронный привод клапанов с микропроцессорным управлением", или "датчик стоп-сигнала на основе пироэлектрического датчика"... Один неглупый человек сказал "Зачем делать сложным то, что проще простого?"...
А вообще As прав: механический термостат работает отлично, если он исправен (у моего отца 112-та же серия-движок тот же) и никаких поблем-ровно 87 градусов-и он открывается. Так что не проще просто заменить термостат на исправный? Кстати за три года не разу не меняли(он с завода).
Так, пока собираю для теста второй вариант схемы. Пока без реле. Подопытным движком будет движок из привода, который лазер нацеливал на диск Мое дело схемку рабочую собрать, без всяких измерителей температуры, т.к. она будет в моторном отсеке работать по принципу "поставил и забыл".
Максимум, это если в салон вывести светодиод, который замигает или загорится(как брату будет удобнее), если термореле сработало и в течении 5 минут после его срабатывания схема не зафиксировала открытие клапана...
Раз брат хочет электронный, значит его не устраивает механический. Но если электронный будет вести себя хуже механического, я думаю он все-таки перейдет на механический...
А на счет контроллера... Его у нас трудно достать. Я один заказал за 60р(tiny13) для себя, чисто поиграться с диодиками и научится его программировать, но он только через неделю придет, да еще надо время на его осваивание.
Да, тут такое дело... Кто-нибудь может подсказать, какие проги вроде Proteus есть под linux'ом? Нужно рисование схем и их симуляция их работы. Пока для рисования нашел KiCad, но он вроде без симулятора.
Нет, вы просто объясните ему, что стоимость механического клапана в десятки раз меньше(даже если весь тосол при его замене вылить на пол...), чем стоимость и геморой по изготовлению этого устройства.
А процедуры слития тосола вам все равно не избежать, так как надо установить ваш клапан. И нет никаких гарантий, что работать будет лучше и вообще будет работаь. А машина вче таки не копейки стоит, может и пешком потом ходить прийдется.... Нужно просто купить новый клапан, причем не у дяди Васи из соседнего гаража.
Так, собрал, но она не работает.
Генератор работает, а фазосдвигатель не хочет, у него 1 на выходе держится...
Вроде бы все правильно собрал
Пока юзаю фазосдвигатель на кондере и транзисторе..
Все дважды проверил, кондер замыкал, он немного, но меняет картину, но 1-ца как была на выходе, так и осталась, максимум чуть-чуть спадая в такт по напряжению.
Лиибо я сильно где-то накосячил, либо микросхема неисправна, либо схема неверна.
Буду грести в сторону контроллера....
На счет дяди Васи скажу, там пусть сам думает.
А так мне и самому интересно заставить шаговик работать, т.к. давно в сторону плоттеров поглядываю, но пока еще не попадалось схемки, совместимой с Cad-прогами, в большинстве схем авторы делают свои не очень прямые Cadы и конверторы в свой формат...
Как я понял, большинство видят в этой схеме только лишние сложности и траты, поэтому думаю тему можно прибить... Тем более с кондером и резисторами я уже разобрался.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения