![]() |
![]() |
|||||||||||||||
Реле поворотов или поиск решения
Автор: El_Dinamita Я давно уже, где-то в глубине души, догадывался, что схема електрооборудования моего железного коня Днепр 11 далека от совершенства и этот вопрос надо было как-то решать. Поскольку сейчас морозы только крепчают и в гараже пиво валерианка медленно, но уверено замерзает, то я решил в домашнем тепле, возле батареи, взятся в лапы паяльник. Начал я с малого - реле поворотов. Поскольку мы таки живем в 21 веке, то реле должно было быть безконтактным и работать с любой нагрузкой (лампы, светодиоды).
Так как лень - двигатель прогресса, то для начала была испытана схемка на мигающем светодиоде, которую я впервые увидел здесь (https://oppozit.ru/article820.html). Я собрал прерыватель (рис. 1) и в качестве нагрузки прикошачил лампу накаливания поворотов мощностью 21 Вт (рис. 2). Но увы, она меня разачаровала - то ли "гранаты у меня не той системы", то ли еще что... Вообщем частота мигания моего светодиода была довольно высока и отрегулировать ее до потребного уровня не удалось. Эта схема весьма привлекательна, но для нее надо подбирать мигающий светодиод с нужной частотой вспышек.
И тут я обратился к любимому миллионами радиогубителей таймеру 555, а точнее к класическому генератору на его основе. Конечно деталек поболе будет, чем в предидущей схемке, но тут ирегулировка частоты импульсов и ее стабильность! На рис. 3 схема реле поворотов, где резисторами R1 и R2 можна подбирать частоту вспышек. При моих номиналах частота составляет 0,8 Гц - это около 48 вспышек в минуту (по стандарту, если не ошибаюсь, должно быть 50-90). Управляет нагрузкой транзистор IRF9540N. Этот товарищь может пропустить через себя до 23А, так что заморачиватся по поводу мощности ламп (светодиодов) в поворотниках не стоит.
Реле имеет три вывода и подключается довольно просто (рис. 4). Х1 - плюс питания; Х2 - к переключателю поворотов на руле (нагрузка); Х3 - масса. В своей схеме я реализую еще и аварийную сигнализацию, но если вам она не нужна, то нужно исключить из схемы подключения элементы VD1, VD2 и SA1.
Устройство получилось размером 25х25 мм (рис. 5). И хотя при работе реле нагрева транзистора замечено не было, но был установлен попавшийся под руку алюминевый радиатор, как говориться, на всякий случай.
Все вопросы в Форум.
|
|
|||||||||||||||
![]() |
![]() |


![]() |
![]() |
|||
|
||||
![]() |
![]() |