РадиоКот :: Bosch M1.5.4 изменение температуры включения вентилятора
Например TDA7294

РадиоКот >Схемы >Цифровые устройства >Защита и контроль >

Теги статьи: Добавить тег

Bosch M1.5.4 изменение температуры включения вентилятора

Автор: igor48
Опубликовано 02.09.2024
Создано при помощи КотоРед.

Имеется инжекторный ВАЗ 2109 с блоком управления (БУ) Bosch M1.5.4, в прошивке которого заложена температура включения вентилятора охлаждения 104°С. При такой температуре давление в системе охлаждения повышается и значительно возрастает утечка антифриза через неплотности системы охлаждения. Конечно, нужно вести непримиримую борьбу за абсолютную герметичность системы, но обычно я в этой битве проигрываю. Поневоле приходит понимание о необходимости снижения температуры включения вентилятора.

Обычно такая проблема решается просто – внесением корректировки в прошивку блока управления, но у Bosch M1.5.4 есть неприятная особенность – для изменения прошивки необходимо выпаять микросхему ПЗУ в корпусе DIP-28 из платы БУ. Хочется более простого решения.

Также в сети описывается возможный вариант применения бортового компьютера (БК), который подключается к БУ в режиме диагностики, следит за показаниями датчика температуры и перехватывает управление вентилятором. Но мне такой вариант тоже не кажется оптимальным, поскольку имеется опыт общения с БК «Орион», который за время эксплуатации проявил себя чрезвычайно глючным устройством.

Остается вариант – внесение некоторых изменений в аналоговую часть схемы измерения температуры.

Для изучения данного вопроса воспользуемся руководством [1].

На рис. 1 изображена схема цепей измерения температуры из данного руководства. Она типовая для устройств на основе МК.

 

Рис.1

 

Изменения будем вносить в номинал верхнего резистора. Без особого труда находим его на плате БУ (рис.2). Цветные полоски какие то невнятные, но измерения показали 2,13 кОм.

 


Рис.2

 

На рис.3 приведена зависимость сопротивления датчика от температуры из того же руководства.

 

Рис.3

 

Как видим, зависимость нелинейная, но если построить график в логарифмическом масштабе оси «R», то получается почти прямая линия (рис.4). Это дает нам возможность с легкостью аппроксимировать интересующую нас точку включения: T=104°С, Rд=159 Ом.

 

Рис.4

 

Остается только вычислить новое скорректированное значение резистора.

Допустим, я хочу сместить температуру включения в точку T=95°С. Методом интерполяции из таблицы рис. 3 (или по графику рис.4) получаем: T=95°С, Rд=205 Ом.

Вычисляем новое значение R':
R' = R * Rд(95°С) / Rд(104°С) = 2,13 * 205 / 159 = 2,74 кОм.

Запаиваем новый резистор на место старого и получаем результат рис. 5.

Конечно, надо было применить прецизионный резистор с малым ТКС, но у меня под рукой был только обычный на 2,7 кОм.

 

Рис.5

 

Осталось оценить влияние внесенных изменений на процесс измерения температуры двигателя в целом.

На рис. 6 изображены две расчетные кривые: черным цветом исходная зависимость напряжения на датчике от температуры, синим – модифицированная. Поскольку БУ делает вывод о значении температуры именно на основании этого напряжения, то для любого выбранного значения Uд можно оценить внесенную погрешность (расстояние между кривыми по горизонтали). Как видно, погрешность можно признать удовлетворительной, без оказания значительного влияния на работу БУ при низких температурах.

 

Рис.6

 

Литература:

1. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5л) с распределенным впрыском топлива. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Москва, Издательство «РусьАвтокнига», 2001г.



Все вопросы в Форум.




Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

0 4 4