Статья весьма достойная! Её некоторая "сумбурность" обусловлена тем, что расчитана на достаточный опыт. Лично я в ней понял всё и со всем согласен, но, честно говоря, лично мне она и не особенно нужна. Опыта достаточно. А как быть малоопытным "котятам"? Для которых термины "диаграмма Боде", "Цобель" и др. - на уровне ещё китайской грамоты... Да и без схем понять, что к чему - тоже непросто.
А что, если открыть отдельную тему по "запуску" УМЗЧ и начать этой статьей "для затравки"? Кто возьмется?
_________________ Выслушай и противную сторону, даже если она и противна
Зарегистрирован: Вс сен 06, 2009 13:05:34 Сообщений: 525
Рейтинг сообщения:0
Цитата:
Кто возьмется?
Ну Вы же первые начали! Так Вам и карты в руки! Да, в этой статье что-то расказано, а что-то очень сжато.. надо это разжевать. Но это по мере востребования людьми! Кто-то может и так поймёт.. Переходить с простой сборки до покаскадного проектирования очень нелегко. Для этого и нужны подобные статьи. Может статься, что у кого-то есть надлежащий опыт и он сможет это нормально изложить... или просто поделиться подобными статьями. Я считаю, что созданной Вами ветке самое место в Аналоговой технике
Зарегистрирован: Вс сен 06, 2009 13:05:34 Сообщений: 525
Рейтинг сообщения:0
falkonist, не обижайтесь плиз! Просто для курирования такой ветки нужны люди с большИм опытом в данном направлении. По ремонту я конечно могу давать советы, а вот тута мне и самому советы бывают ой как нужны.. Так что я могу только выкладывать некоторое доступное инфо
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
VVX5510,Моё мнение, ну зачем придираешься? Статья Falkonist-а - очень, я б так назвал - учебник для желающих(адекватных,) научитьсься(закрепить знания) он расписал всё толково, а вот если это читать никто не будет, или будут вопросы, типа, - что такое транзистор?, то и твои "отзывы" таким не помогут
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
falkonist, не обижайтесь плиз! Просто для курирования такой ветки нужны люди с большИм опытом в данном направлении. По ремонту я конечно могу давать советы, а вот тута мне и самому советы бывают ой как нужны.. Так что я могу только выкладывать некоторое доступное инфо
Прости, вот у меня есть большой опыт, и мне статья нравится Falkonist, ждём описание ремонта Веги С большим уважением , to Falkonist
Falkonist, здравствуйте! Вот моё замечание, ну не замечание, а так - видение. может убрать начало с лампочками и т. д. Я думаю, теория питания не такая интересная в данном разрезе. А вот по-подробнее расписать назначение каждого из узлов. Например, токовое зеркало - либо обясняете, либо даёте ссылку. Так новичкам будет комфортнее. Спасибо!
Карма: 46
Рейтинг сообщений: 236
Зарегистрирован: Чт окт 27, 2005 18:50:07 Сообщений: 11169 Откуда: из мест не столь отдалённых
Рейтинг сообщения:0 Медали: 2
Дык, граждане критиканы. "Нельзя объять необъятное"- афоризм К. Пруткова. Статья написано об основах ремонта, а не об идеологии построения усилителей. В этом направлении и дерзайте, а не дерзите! Внимательный Сэр Мурр.
Анализ схемы усилителя мощности УМЗЧ ВЕГА 50У-12С я начал с п.3 своей статьи. Схема, вроде бы и есть, но так похабно начерчена, что разобрать по ней где какой каскад, даже мне сложно. А что уж говорить о "котятах"!.. Три часа потратил на перерисовывание. При этом выловил ошибку в оригинале (!!!): верхний вывод резистора R73 должен быть соединен не с выходом УМ, а с базой VT25!!! Так ДОЛЖНО быть! И никак иначе!
А теперь сравните эти две схемы (оригинал - во вложении к моему посту на 1-й странице). Какая более информативна? Думаю, ответ очевиден.
На своем варианте я выделил вертикальными линиями более-менее "самостоятельные" узлы. Как видите, за исключением входного каскада на ОУ DA3 усилителя мощности (УМ) и наличия каскада коммутаторов (VT33VT37VT43VT49), она не сильно отличается от приведенной в статье. Даже больше: (пред)Усилитель напряжения (УН) представляет собой совершенно самостоятельный маломощный УМЗЧ мощностью порядка нескольких ватт, который можно вынуть и использовать самостоятельно, только уменьшив номиналы эмиттерных резисторов R10 и R11. Со своей локальной ООС (резистор R7). Его покаскадная схемотехника практически повторяет приведенную в статье. Разве что в нагрузке дифкаскада стоИт не токовое зеркало, а каскод на транзисторе VT1 (поскольку сдвоенный транзистор DA1 слишком низковольтен), а нагрузкой является просто резистор R2.
Перед тем, как перейти к особенностям ремонта указанных "новых" каскадов, позвольте мал-мал поизгаляться над его схемотехникой. Ну не смог удержаться!
Со сказанным tohasadist'ом,
tohasadist писал(а):
...до кучи - не звучит он.
я совершенно согласен: не "звучал", не "звучит" и "звучать" не будет. При том, что "вживую" его не слышал . Поясню: а) Плавающее питание для ОУ в усилителе мощности (УМ) организовано по входому сигналу. Следовательно, для раскачки нужен достаточно мощный предусилительный каскад, что мы и видим на схеме (УН). "Камнем преткновения" для звука является именно его умощнение!!! В пультах стоят последовательно по десятку-два ОУ - и ничего, звук не "портят", поскольку сигнал не умощняют, а только усиливают. А тут - одно умощнение, а за ним - второе (основное)...
Цитата:
Старые валенки дворника стояли в углу и воздуха тоже не озонировали. И.Ильф и Е.Петров "12 стульев"
б) Базовое смещение каскода VT1 выполнено прямо от напряжения питания +15 В. Любая "грязь" (от сети через емкости обмоток трансформатора, импульсные помехи от выпрямительных диодов, от работы других каскадов, питающихся этим же напряжением и пр.) подмешивается к выходому сигналу входного дифкаскада (см. предыдущую цитату ). в) В усилителе мощности (УМ) - своя ООС. Искажения/нелинейности УН тупо суммируются с искажениями/нелинейностями УМ, поскольку отсутствует общая ООС. г) Сильная зависимость базового смещения драйверов выходных транзисторов VT19VT21 от нестабильности питающих напряжений из-за резистивных делителей (R37R41R45 и R39R43R47) . Любые колебания сетевого напряжения вызовут изменения их режима. д) Отсутствуют какие-либо явные органы подстройки нуля выходного напряжения отдельно в каждом из каналов. Полную схему я детально не анализировал , возможно, вывод от базы VT39 для этого и предназначен, но он общий для двух каналов. Скорее всего, это одна из защит. Могу ошибаться. В итоге: два усилителя соединены последовательно. Дисбаланс нуля любого из них суммируется на выходе. Подстроить нечем. СтОит ли говорить, как ухудшает работу динамиков постоянная составляющая в выходногм сигнале? е) Каскад "защиты" (VT23VT25) неработоспособен в принципе! Правые выводы диодов VD39VD41 должны быть подключены к эмиттерам транзисторов VT27VT29, между которыми и ообщим выходом должны быть эмиттерные резисторы (которых просто нет). На этих резисторах и должно отслеживаться падение напряжения, пропорциональное току через "выхлопники" которое при превышении открывающего база-эмиттерного напряжения транзисторов VT23VT25 открывает последние, кот орые тем самым шунтируют на выходную шину сигнал, поступающий на базы драйверных транзисторов. Вместо этого правые выводы диодов VD39VD41 подключены прямо к выходу(???). Я бы мог еще понять такое решение, не будь катушки L1, с сопротивлением сотые доли Ома. Т.е., данный каскад отслеживает не ток выходных транзисторов, а наличие постоянного напряжения на выходе. А оно появится уже тогда, когда из-за превышения допустимого тока "выхлопники" УЖЕ благополучно сгорят. По словам tohasadist'а, это весьма нередкое явление для данного УМЗЧ - теперь понятно, почему?..
Цитата:
Поздно, Вася, пить "Боржоми", когда почки уже отпали...
ж) Наконец, на кой ляд вообще нужны коммутаторы??? Разве что сэкономить на радиаторах для "выхлопников"?.. Ни для чего более не вижу никакого смысла при питающем напряжении всего 2х33 В (при таком достаточно даже КТ818В/819В).
Поскольку размер каждого поста ограничен 60 тыс. знаков, продолжение следует.
Переходим к проверке "новых" каскадов (см. вложение).
Схемотехника УН повторяет в упрощенном варианте схему, изложенную в статье и, в принципе, ее проверка никаких особенностей не имеет. Бросаются перемычки "Б" и "В", разделяются входной дифкаскад с усилителем напряжения и оба каскада проверяются по изложенной ранее методике. Что же касается напряжения смещения на базе VT1, то лично я поставил бы показанную красным цепочку из резистора и стабилитрона, зашунтированного конденсатором ("А1") и так бы и оставил её на веки вечные. Но это - дело вкуса. Не настаиваю!
Особенностей не имеет также проверка термостабилизатора, узла защиты и усилителя тока в УМ. Бросаются перемычки "Д" и "Е", перемыкаются коммутаторы (перемычки "Ж"), а также разрываются связи, показанные красными крестиками. Дальше - по описанной в статье методике. Кроме того, при проверке усилителя тока нужно отключить напряжения +/- 23 В. Разрывы лучше всего организовать, выпаяв из платы один из выводов соответствующих элементов.
Коммутаторы на транзисторах VT43VT37 и VT49VT33 являются составными парами на комплементарных транзисторах по схеме Шиклаи с ОЭ. Их можно проверить, подав на базы транзисторов VT43 и VT49 напряжение с движка переменного резистора сопротивлением порядка 47...100 кОм, включенного между соответствующими шинами питания +/- 33 В и "землей", контролируя напряжение на их эмиттерах (нагрузочными при такой проверке являются R83 и R85). При вращении движка переменного резистора напряжение на эмиттерах VT43 и VT49 должно повторять входное, минус 2,1 В (p-n переход диодов VD49VD51 плюс 2 p-n-перехода VT43 и VT49, уже являющиеся составными Дарлингтонами).
Теперь переходим к главному: каскад на ОУ. В имеющемся включении он представляет собой банальный повторитель. Резистор R55 играет роль всего лишь защиты инвертирующего входа по току. Чтобы перевести его в режим усилителя, нужно поднять левый вывод резистора R33, оторвав вход от плавающей "земли" и подавать входной сигнал прямо на него. Для проверки работоспособности нам будет достаточно размаха выходного напряжения в пределах питающих напряжений (+/- 15 В), поэтому заземляем общую точку соединения стабилитронов VD15VD17 и добавляем резистор, показанный красным, на общую "землю" ("Г"). Получаем неинвертирующий усилитель с коэффициентом усиления около 10.
Обязательно проверить конденсаторы С19 и С21!!! При потере их емкости или обрыве (не говоря уж о К.З.) возможна некорректная работа ОУ (такое в моей практике было) в виде одностороннегог ограничения выходного сигнала. Опять же, лично я сделал бы соединение "А1" и тоже так и оставил бы на веки вечные. Классический вариант "следящего" питания по выходному сигналу, не требующий мощного предварительного каскада. Но опять повторяю: этого усилителя я не слушал и как будет влиять такая переделка на звук, не знаю!
И, наконец, выбросил бы нафик коммутаторы, оставив перемычки "Ж", добавил бы резисторы по 0,22...0,47 Ом (надо подбирать по порогу срабатывания узла защиты!) между эмиттерами VT27VT29 и общим выходом, к которым подключил бы правые выводы диодов VD39VD41. Коль скоро узел защиты имеется, то хоть заставить его работать, как положено!
Вот, собственно говоря, и все отличия от изложенной в статье методики. Как видите, их немного и, если не полениться и правильно выполнить п.3 рекомендаций статьи, то вся остальная работа резко облегчается. Правда, при этом приходится на полную мощность включать "8-й инструмент", но куда без этого!..
N.B.!!! Не забыть восстановить все порушенные соединения!!!!!!!!!
А теперь вопросы: 1. Насколько подробно изложено? 2. Что пропущено? 3. Какие варианты схемотехники каскадов УМЗЧ еще желательно рассмотреть?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения