поразмыслил тут немножко. на аккумулятор(ы) несколько преобразователей должны работать без проблем без развязки. объединяешь выходы (дроссели) и все. аккумы четко фиксируют напряжение на выходе, и каждый преобразователь выйдет на режим. но если подключать какую-либо промежуточную схему (некий контроллер или еще что-либо), то непонятно, какое напряжение держать на выходе даже одиночного преобразователя и как это напряжение зафиксировать. поэтому такой преобразователь успешно будет работать только прямо на аккум. да и зачем нужна какая-то схема, если кусок провода подходит лучше, чтобы пропустить весь ток в аккумы...
вот тебе еще один вариант схемы ограничение (стабилизацию) тока сделал на втором усилителе ошибки. а ограничение (стабилизацию) напряжения вынес на отдельный ОУ. резисторы R10 и R12 имитируют переменный резистор 4,7 кОм (5 кОм), находящийся в среднем положении. в этом положении выходной ток ограничен величиной 10 Ампер (примерно). резистор R20 разбиваем на постоянный и подстроечный для настройки ограничения по напряжению.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
непонятно, какое напряжение держать на выходе даже одиночного преобразователя и как это напряжение зафиксировать. поэтому такой преобразователь успешно будет работать только прямо на аккум. да и зачем нужна какая-то схема, если кусок провода подходит лучше, чтобы пропустить весь ток в аккумы...
Подожди, вот здесь я немного туплю. А разве сейчас та схема, что собрана на макете, держит какое-то фиксированное напряжение на выходе? Я как-то особо не обращал внимания, следил только за током в нагрузке, но по-моему выходное, после дросселя, всё-таки плавало на активной нагрузке. Входное, то что на СБ, стоит мертво на 17,5V, а вот в выходном не уверен.
А зачем что-то между преобразователем и АКБ, спрашиваешь? Ну, допустим, захочется кому-то делать трехстадийный заряд. Там только на первой стадии нужен максимальный ток от СБ, потом всякие ограничения по току и напряжению вводятся. Вот этой промежуточной фигней и придется формировать эти три стадии заряда.
Starichok51 писал(а):
вот тебе еще один вариант схемы
Вот и получился полный вариант контроллера . Под любую СБ и под любой АКБ подстраивай. Спасибо.
сейчас схема у тебя держит напряжение только на входе. а на аккуме напряжение изменяется, расчет по мере заряда. но в простейшем варианте, как у тебя собрано, преобразователь будет пихать полный ток безо всяких ограничений, и за окончанием заряда нужно следить самому. в схеме с контролем напряжения на аккуме следить не надо вообще, к концу заряда (при напряжении ограничения) тоу заряда упадет практически до нуля, и аккум может так стоять вечно.
в последней схеме резистор-датчик тока R19 служит дополнительным балластом для снижения тока заряда при подходе к конечному напряжению, так как схема ограничивает сумму напряжений на аккуме и на этом резисторе.
TL494 чем хороша, что позволяет через диоды подключить неограниченное количество усилителей ошибки к 3 ноге. а LM358 содержит в себе два ОУ. на втором ОУ можно собрать точно такую же схему, но на предел 13,8 Вольта. а некий контроллер будет подключать выходы этих ОУ к 3 ноге, вот и получить все 3 стадии. но для этого этот контроллер совсем не нужно включать в разрыв между аккумом и преобразователем. контроллер может быть и на МК, и осуществлять логику перехода на 3 стадию, на поддержание 13,8 Вольта.
ладно, со всякими довесками можно потом решать задачи. а пока нужно закончить с преобразователем по последней схеме при работе непосредственно на аккумуляторы.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
Последняя схема тоже очень заинтересовала как один из возможных вариантов полного контроллера. Я её обязательно смакетирую, когда вернусь, и обкатаю на нашем подопытном АКБ 17Ач. Вот для него это самое то , а скидать макет делов там минут на 10.
Обязательным условием долгой и стабильной работы Li-FePO4-аккумуляторов, в том числе и производства EVE Energy, является применение специализированных BMS-микросхем. Литий-железофосфатные АКБ отличаются такими характеристиками, как высокая многократность циклов заряда-разряда, безопасность, возможность быстрой зарядки, устойчивость к буферному режиму работы и приемлемая стоимость. Но для этих АКБ очень важен контроль процесса заряда и разряда для избегания воздействия внешнего зарядного напряжения после достижения 100% заряда. Инженеры КОМПЭЛ подготовили список таких решений от разных производителей.
Starichok51, последняя схема работоспособна. При её макетировании неразрешимых вопросов не возникало, можно рекомендовать радиолюбителям для повторения.
Отключение по сигналу на 4-ю ногу отрабатывается без вопросов.
По ограничению напряжения на выходе на двух уровнях не совсем согласен с таким решением:
Starichok51 писал(а):
TL494 чем хороша, что позволяет через диоды подключить неограниченное количество усилителей ошибки к 3 ноге. а LM358 содержит в себе два ОУ. на втором ОУ можно собрать точно такую же схему, но на предел 13,8 Вольта. а некий контроллер будет подключать выходы этих ОУ к 3 ноге, вот и получить все 3 стадии.
На мой взгляд гораздо проще составить R20 не из 2-х резисторов - постоянного и переменного, а из 3-х - постоянного и двух подстроечных, и тем же контроллером переключать не выходы двух ОУ, а шунтировать один из двух подстроечников. На макете делал именно так.
Ограничение тока в полной мере не проверил, т.к. вся прошлая неделя была однообразна с унылыми дождями. Больше 3А с небольшим выжать из СБ не удавалось. Но, думаю, что тоже проблем возникнуть не должно. Кстати, если кого-то смущает сопротивление датчика тока 0,005ом, то здесь мой 10-минутный вариант: Спойлер Основа - резистор ПЭВ-10 любого сопротивления. Провод медный, диаметр 1,25мм, длина 385мм. На указанном резисторе получается 7 витков.
Для других диаметров провода длину следует рассчитывать исходя из удельного сопротивления меди 0,0171 Ом*мм2/м.
АКБ 17А*ч оказалась не такой уж убитой. Полностью заряженная Вашим преобразователем часов за 5, она разряжалась током 1А больше 12 часов. Таких циклов сделал 3 за прошедшую неделю.
Непритязательность схемы понравилась и в связи с тем, что АКБ оказалась совсем не убитой, возникли некоторые желания по её использованию в совокупности с этим преобразователем. Из-за этого родились вопросы к Вам, Starichok51: 1. Есть ли какое-либо ограничение на частоту вкл./откл. преобразователя по 4-й ноге? Не подурнеет TL-ке, если это делать с частотой порядка 1Гц? 2. Что произойдет, если вместо источника тока (солнечной батареи) запитать преобразователь от источника напряжения (например, импульсный стабилизатор 19V или просто выпрямитель)? 3. Если мне не изменяет память, то Вы долгое время работали с аккумуляторами. Как по-вашему, есть ли какой-нибудь криминал в следующем алгоритме заряда моей свинцовой АКБ (YUASA NP18-12B): - НАПОЛНЕНИЕ - заряжаем АКБ до напряжения 14,5V током, на какой только способна СБ (ограничение устанавливаем для случаев, если мощность СБ сильно больше требуемого, равным максимально допустимому паспортному тока заряда, для моей это 4,25А); - ВЫДЕРЖКА - выдерживаем АКБ под напряжением 14,5V с ограничением тока в 0,1С в течении 2-х следующих часов для полной зарядки; - ПОДДЕРЖКА - опускаем напряжение до 13,8V и оставляем в таком состоянии.
Компания EVE выпустила новый аккумулятор серии PLM, сочетающий в себе высокую безопасность, длительный срок службы, широкий температурный диапазон и высокую токоотдачу даже при отрицательной температуре.
Эти аккумуляторы поддерживают заряд при температуре от -40/-20°С (сниженным значением тока), безопасны (не воспламеняются и не взрываются) при механическом повреждении (протыкание и сдавливание), устойчивы к вибрации. Они могут применяться как для автотранспорта (трекеры, маячки, сигнализация), так и для промышленных устройств мониторинга, IoT-устройств.
Я хоть и не старичок совсем, но попробую ответить: 1.Такого ограничения нет. Самой ТЛ-ке не подурнеет. Единственный вопрос может быть при этом в переходных процессах (скачки тока и напряжения) на выходе преобразователя: если они не представляют криминала при нормальной работе, то не будут представлять опасности для нагрузки и при их частоте 1 Гц. 2.В схему я не вникал, но если есть ограничение по выходному току или напряжению, то отработает именно оно, а напряжение на входе беспрепятственно возрастёт до указанных 19 вольт. 3.Такой алгоритм заряда видится мне неплохим, но только в случае если нужно просто зарядить батарейку. Для буферного режима он не совсем подходит. Ну и лучше 13.5 вольт, у Вас же дома тепло.
_________________ Прибор, защищённый предохранителем, сгорает первым, защитив предохранитель. Закон Мерфи.
1.Такого ограничения нет. Самой ТЛ-ке не подурнеет. Единственный вопрос может быть при этом в переходных процессах (скачки тока и напряжения) на выходе преобразователя: если они не представляют криминала при нормальной работе, то не будут представлять опасности для нагрузки и при их частоте 1 Гц.
Честно говоря, не совсем уверен, что это надо делать. Подсмотрел в апноуте Atmel, в котором рассказывается о ЗУ на Attiny15. Там они перед каждым замером напряжения на АКБ отключают зарядку. И намного чаще, чем 1 раз в секунду. Вроде бы да, логично. Но с другой стороны, напряжение же на АКБ устаканится не раньше, чем через минут 20 после отключения зарядного тока... Наверное, если систему управления зарядом делать на МК, то можно и отключать, а если что по-проще, то и не заморачиваться, а измерять прямо под зарядкой.
Seriyvolk писал(а):
3.Такой алгоритм заряда видится мне неплохим, но только в случае если нужно просто зарядить батарейку. Для буферного режима он не совсем подходит. Ну и лучше 13.5 вольт, у Вас же дома тепло.
Ну, собственно, когда речь идёт о СБ, то о настоящем буферном режиме, наверное, надо забыть. Заходит вечерами солнце... Алгоритм списал со своего промышленного контроллера.
Кстати, забыл существенную вещь, с ней всё встает на место - первый режим включается только в том случае, если на АКБ меньше 12,6V. Т.е., если батарея после третьего режима работала на нагрузку. Если же с первыми лучами солнца на ней было больше 12,6V, то включается сразу третий режим (13,8V). Кстати, Вы правы, Seriyvolk. 13,8V это я по привычке пишу, на самом деле там 13,4V.
Там они перед каждым замером напряжения на АКБ отключают зарядку. И намного чаще, чем 1 раз в секунду. Вроде бы да, логично.
Ну если провода до АКБ имеют большую длину, то измерения напряжения самой схемой под нагрузкой могут иметь довольно сильную погрешность. Вероятно именно по этой причине измерение напряжения АКБ производится без тока в измеряемой цепи, и это правильно. Но по мне, так достаточно и одного измерения раз в 10 секунд, а если провода хорошие, то и вовсе измерять под нагрузкой. Что касается совсем правильной зарядки батареи от СБ, то я совсем слабо представляю, как это сделать без помощи МК... Если постоянно жарить батарею завышенными напряжениями, то это приводит к ускоренному разрушению плюсовых пластин, если постоянно напряжения занижать - к сульфатации. Палка о двух концах, однако...
_________________ Прибор, защищённый предохранителем, сгорает первым, защитив предохранитель. Закон Мерфи.
Мне вот не понятно, почему о втором конце этой палки все умалчивают. Куда не кинь, всюду пишут "и может под напряжением 13,8V находится бесконечно долго". И ведь пишут не только на форумах, но и в инструкциях сами производители ЗУ. Я всего раза два наталкивался на статьи, где длительную зарядку малыми токами ставят по вредоносности в один ряд с перезарядом...
А еще мне непонятно, почему в автомобилях АКБ живут так долго. 5 лет машине. АКБ родной. Езжу не чаще раза в неделю и не по сотне километров, а до ближайшего озера, ну в ближайшую деревню в магазин, ну на заправку. Километров 20 в оба конца в любом случае. Т.е. о полном заряде от генератора, наверное, и говорить нечего. Никогда внешним ЗУ не заряжал. И в то же время даже в самые лютые морозы проблем не испытываю. Может это и есть самый оптимальный режим заряда? Раз в неделю поднял до 14,5V, подержал те же 2 часа и переключил СБ с зарядки на внешний баласт какой-нибудь в виде кипятильника.
Заголовок сообщения: Re: Замена МРРТ-контроллера для солнечных батарей
Добавлено: Вт окт 01, 2013 21:27:13
Грызет канифоль
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 09:21:03 Сообщений: 265
Рейтинг сообщения:0
В машине с нормальным стартером и генератором кислотный АКБ живет почти в идеальных условиях разряд-заряд, поэтому портится в основном от старения Максимальное зарядное напряжение определяется его технологией и обычно в авто оно ниже максимума, поэтому при полном заряде он только потихоньку выкипает это опять же зависит от технологии.
В резервных источниках АКБ часто разряжается ниже 20%(а авто обычно не ниже 80%) что для кисотных АКБ не есть хорошо, и почти все усилия производителей сводятся только к увеличению таких циклов разряда в ущерб другим характеристикам.
На рынке кислотных АКБ безраздельно рулит только Varta или ее технологии, но и их АКБ для резервников совсем не то что для авто. А про кетай с их типа гелевыми АКБ можно молчать
Имею опыт для сравнения АКБ Varta для авто и резервного питания промышленного оборудования, так там сравневать нечего. В авто живучисть просто пугающая, а в аккамуляторной постоянный микроклимат, микропроцесорные зарядники, аккамуляторщик и все равно некоторые банки сдохли прежде времени
зы Тоже заказал себе СБ, приедет поэкспериментирую
Мне вот не понятно, почему о втором конце этой палки все умалчивают. Куда не кинь, всюду пишут "и может под напряжением 13,8V находится бесконечно долго". И ведь пишут не только на форумах, но и в инструкциях сами производители ЗУ.
Я не говорил, что держать постоянно под 13.8 вольта опасно, хотя оно и опасно (в долгосрочной перспективе, разумеется), если температура АКБ не -20 градусов. Для комнатной температуры этот порог нежелательно делать более 13.5 вольта, а если теплее - то и того меньше. А вот постоянными подзарядами батареи до 14.5 вольт да при комнатной температуре, которая даже на 10% не разрядилась, можно здорово сократить жизнь батарейки. Видели как положительные пластины в упсовых АКБ в труху превращаются через год-два? Это от большого напряжения. А производителей понять легко - им батарейки продавать нужно, они за счёт этого живут.
Заголовок сообщения: Re: Замена МРРТ-контроллера для солнечных батарей
Добавлено: Ср окт 02, 2013 07:13:37
Грызет канифоль
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 09:21:03 Сообщений: 265
Рейтинг сообщения:2
Из 10 летней практики эксплуатации АКБ типа для УПСов, все чистый кетай, емкостью 7-48Ач. В условия когда зарядное напряжение 14,5в некоторые батареи не живут и года, некоторые 2 В условиях зарядки напряжением 13,6 акб живут по 4-5 лет
А производителей понять легко - им батарейки продавать нужно, они за счёт этого живут.
Я о производителях ЗУ, говорил. Производители АКБ как раз более осторожны в рекомендациях - зарядка постоянным напряжением, и две цифры - для циклического режима и буферного.
Спасибо, интересный материал, но я его читал уже раза три за последние два года. СпойлерПротиворечивое отношение. Противоречивое из-за того, что главная мысль - любое другое ЗУ, кроме моего, угробит ваш АКБ, купите мое - единственное в мире с супер-пупер алгоритмом, тщательно мной законспирированным - и будет вам счастье. В то время, как весь мир миллиарды долларов тратит на промышленный шпионаж, у Сороки не только никто этот алгоритм не украл, а даже никто из серьезных инвесторов внимания не обратил... Его ЗУ который год так и остаётся единственным в мире. Невольно вспоминаешь анекдот про Неуловимого Джо: - А почему неуловимый? - А кому он нужен...
Leonid78 писал(а):
В условиях зарядки напряжением 13,6 акб живут по 4-5 лет
А Сорока утверждает по приведенной выше ссылке, что при низком напряжении при 13,5V и при зарядке токами 350ма (типовое для большинства упсов) за три года АКБ должны умереть полностью...
Наши питерские производители не самого плохого (по чужим отзывам) ЗУ "Кулон 305" утверждают тоже самое, что и Leonid78: Этап5 - Сохранение заряда. При снижении тока до минимальной величины, устройство прекращает заряд и переходит в режим поддержания заряда импульсным током. При этом напряжение на АКБ не превышает 13,6В. Такой режим рекомендован для долгого хранения любых типов аккумуляторов. (источник - http://balsat-msk.ru/doc/Kulon305.pdf). В этом же ЗУ для АКБ работающих в буферном режиме реализован отдельный алгоритм - заряд максимальным током до 13,2V, потом заряд до 13,6V c ограничением тока, и далее стабилизация напряжения на этом уровне.
В общем, никакой науки - одни мнения . А чье мнение для меня авторитетнее - человека, который имеет 10-летний опыт эксплуатации АКБ, никому ничего не продает (Leonid78) и чей опыт не расходится с мнением производителя промышленного ЗУ, которое хорошо продается и имеет много положительных отзывов, или мнение человека, который шифруется и только сам нахваливает свои алгоритмы? Вопрос не простой... Тем более, что я и сам прекрасно знаю, как надо подбирать и подавать материал, чтобы управлять мнением толпы... -----
Одно из трех достоинств последней схемы Старичка - на ней можно реализовать абсолютно любой алгоритм. Там для этого есть всё, нужно только соответствующий алгоритму блок управления подключить. Это же достоинство превращается и в беду - нет никаких ограничений на алгоритм, поэтому замучаешься с его выбором СпойлерДва других достоинства схемы: - умеет удерживать СБ в заданной рабочей точке; - собирается из подручного материала, доступного любому сельскому радиолюбителю.
А теперь по делу. Наверное, для резервного источника сельского (или дачного) радиолюбителя, опираясь на наблюдения Leonid78 и рекомендации производителей "Кулон305", разумнее всего заставить блок управления работать так (все параметры для АКБ 12V, 17Ач): - раз в 10 сек. отключать преобразователь и измерять напряжение на АКБ; - если оно меньше 8V, то часто поморгать красным светодиодом, пропищать несколько раз и отключить преобразователь и нагрузку (батарея мертвая); - если оно меньше 12,6V, то установить ограничение тока на уровень 4,5А, напряжение на 13,2V, зажечь красный светодиод; - если оно больше 13,2V, то установить ограничение тока на уровень 0,45А, напряжение - 13,5V, зажечь зеленый светодиод в моргающем режиме и можно подключить нагрузку. - если оно достигло 13,5V, то включить зеленый светодиод без моргания. - если оно меньше 11V, то отключить нагрузку, попищать и зажечь красный светодиод в редко моргающем режиме.
Задача как раз для Attiny13. Надо бы нарисовать полную схему и поискать программиста...
Заголовок сообщения: Re: Замена МРРТ-контроллера для солнечных батарей
Добавлено: Чт окт 03, 2013 07:44:01
Грызет канифоль
Зарегистрирован: Вт сен 03, 2013 09:21:03 Сообщений: 265
Рейтинг сообщения:0
Чисто для общего развития могу еще добавить
АКБ используем разных производителе и очень дорогих и очень дешевых т.к. блоков с ними у нас более 200 Про три года жизни АКБ при 13,6В могу согласиться из условия снижения у них емкости до 50% за 3г т.к. меня это устраивает
Последние три года имеет блоки с Зар. Напр. 14,5В и микропроцессорным контроллером чо-то делающим, но АКБ в них все равно дохнут за год
меня недельку не было, был в поездке и без инета. ppp, после того, как я написал про применение второго ОУ, я сам сообразил, что можно коммутировать делитель, но дополнительно об этом не стал писать. я работал на заводе щелочных аккумуляторов. и, конешно, многому там "нахватался", но я электронщик, а не электрохимик. поэтому я все равно дилетант во многих вопросах касательно аккумуляторов. да и разница между щелочными и кислотными есть и не малая...
теперь по твоему пункту 2. последняя моя схема (с ограничение по току) сможет прекрасно работать от источника напряжения (напряжение выше 17,5 Вольт, если настроено на 17,5 Вольт). при этом первый усилитель ошибки (1 и 2 ноги) просто будет выведен из работы. будет работать только второй усилитель ошибки, который будет поддерживать заданный ток. а к концу заряда вступит в работу внешний ОУ, который будет снижать зарядный ток и ограничивать конечное напряжение заряда.
а ограничение тока проверить не было проблем. я же тебе сказал, что в схеме переменный резистор - задатчик тока изображен в виде двух постоянных резисторов. и переменником можно было задавать ток практически от нуля.
_________________ Мудрость приходит вместе с импотенцией... Когда на русском форуме переходят на Вы, в реальной жизни начинают бить морду.
Последние три года имеет блоки с Зар. Напр. 14,5В и микропроцессорным контроллером чо-то делающим, но АКБ в них все равно дохнут за год
Потому, что ПО пишут, или заказывают, те кто не чего в этом деле не понимает, ИМХО - начитаются "интернета", потом пальцы гнут, что их хрень круче всех, эксперты хреновы...
Мой личный 6-ти летний опыт в этом деле, именно заряд/разряд свинцовых АКБ, показывает, что единственный правильный инет-источник, для меня по крайней мере: http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carf ... algorithms который полностью подтверждается моей практикой.
ppp писал(а):
тут подумалось... Если я вдую на своей испытуемый АКБ (а он всего 17Ач) все 20А, на которые способна моя СБ, но моментально высохнет и АКБ.
АКБ не способна взять ток более 1/1 ёмкости и то если она на 100% разряжена, при условии её исправности и если зарядное напряжение не выше положенного.
К примеру, у меня испытуемая 12-ти вольтовая АКБ Свинцовая, кислотный электролит, технология Ca/Ca, ёмкостью 55 а/ч, изготовлена 2007 году, с 2008 года она подвергается постоянному усиленному насилию, 5 лет уже, в виде заряда/разряда постоянными токами от 20 до 50 А, специально назло тем кто думает что заряжать батареи токами выше 1/10 ёмкости - вредно ... до сих пор жива здорова и даж воды особо не просит, т.к. бурно при этом не "кипит" ... Как ? - смотрите выше приведённые мной алгоритмы заряда. Не верится ? Вот видео моих ранних испытаний (2009 год, ток до 30А) http://proxy.uitv.ru За последние 2 года обзавёлся: более мощными источниками 50 и 62 Ампера (SP-750-15, SPV-1500-24 и RSP-3000-48), более точными, чем у меня были, изм. приборами (GDS-71152A, APPA-505, E7-22), научился программировать МК (MikroC for AVR и MikroC for ARM), разработал собственное ЗУ на микроконтроллере, которое чётко выполняет заданный алгоритм.
не вижу связи между зарядным током и "перезарядом". Что равняется концу заряда ? зарядный ток или достигнутое напряжение ?
А вообще, между нами по секрету, конец заряда = наивысшему достигнутому напряжению на АКБ при постоянном токе. И как теперь достичь перезаряда ? если дальнейший заряд не возможен ? Можно допустить только дальнейший электролиз воды, т.е. концентрация кислоты в электролите повысится искусственно - и то добавь воды и будет счастье ...
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения